Как обстоят дела в молочной отрасли Беларуси: взгляд производителей

moloko

Как оценивают производители молочной продукции свое положение на рынке и ситуацию в молочной отрасли в целом? С какими проблемами сталкиваются игроки молочного рынка, какие тенденции и перспективы видят в развитии отрасли? Кого производители считают основным конкурентом на белорусском рынке и хорошо ли знают своего потребителя? Ответы на эти и многие другие вопросы были получены в ходе маркетингового исследования, которое провела компания ООО «Бизнес проектирование» в августе текущего года.

В исследовании приняли участие 27 предприятий молочной отрасли. Данные были собраны с помощью анкетного опроса по телефону сотрудников, отвечающих за маркетинг в организациях. В выборку попали производители со всех регионов Беларуси.

На вопрос «Как обстоят дела в молочной отрасли Беларуси» 74% опрошенных ответили что «хорошо», при этом 22% отметили, что существуют явные проблемы. Среди положительных тенденций на молочном рынке участники исследования отмечали  расширение рынка, вывод новых продуктов, обновление существующих продуктов, высокую конкуренцию (что способствует постоянным улучшениям). К отрицательным моментам общего положения дел в отрасли респонденты отнесли «сырьевую проблему»: нехватку сырья и неудовлетворенность работой поставщиков сырья в целом.

img_26092016_111238

В качестве основных проблем  молочной отрасли, участники рынка, помимо уже упомянутой «сырьевой проблемы», назвали проблему с выходом на внешние рынки и конкуренцией на них, а также неплатежеспособность на внутреннем рынке ввиду кризиса в стране.

Кроме того, производители молочной продукции отметили такие тенденции и перспективы в развитии отрасли как: выходы на новые рынки сбыта и углубление в имеющиеся рынки, расширение и обновление ассортимента (новые продукты, упаковки, добавки), увеличение качества продукции для борьбы с высокой конкуренцией, модернизация производства, обновление оборудования.

Теперь немного о конкуренции. 52% опрошенных предприятий в качестве основного конкурента назвали «Савушкин продукт», 28% — «Бабушкина крынка». Эти два предприятия отмечались респондентами как крупнейшие игроки на белорусском рынке. Также интересно отметить, что в рамках регионов производители считают себя скорее не конкурентами, а коллегами, каждый из которых занимается «своим делом».

Описывая свое положение на рынке, 26% опрошенных считают себя лидерами рынка хотя бы в каком-то одном сегменте, 59% предприятий оценивают свое положение на рынке как стабильное. При этом ни один из производителей не считает, что дела у них идут плохо. Практически каждое предприятие отмечает, что, несмотря на кризис, у них есть свой потребитель и своя ниша.

img_26092016_111329

Важность знания о степени удовлетворенности клиента производимым продуктом понимают абсолютно все игроки молочного рынка. 82% производителей изучает удовлетворенность клиентов не реже чем раз в квартал, а 37% предприятий изучают мнение на регулярной основе при помощи интернета (собственный сайт, социальные сети). Кроме степени удовлетворенности, большая часть производителей изучает и портрет своего клиента – это делают все те же 82 % опрошенных. Портрет типичного покупателя молочной продукции респонденты рисуют как женщину от 25 до 55 лет, со средним и выше среднего доходом и такими чертами портрета как «аккуратность» и «справедливость».

Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство производителей молочной продукции являются экспортоориентированными. В ходе исследования специалисты компании ООО «Бизнес проектирование» выяснили, что приоритетными направлениями для экспорта являются азиатский рынок и рынок СНГ. Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Грузия, Китай, Индия, ОАЭ, Иран, Вьетнам – такие страны чаще всего фигурировали в ответах респондентов при вопросе о планах относительно новых рынков сбыта.

Таким образом, в ходе исследования выяснилось, что предприятия молочной отрасли Беларуси чувствуют себя стабильно, несмотря на заметную «сырьевую проблему». Каждый игрок рынка находит свою собственную нишу для деятельности и продает «своему потребителю». Сама отрасль не стоит на месте, а динамично развивается: высокая конкуренция в отрасли приводит к непрерывному обновлению существующей продуктовой линейки  и выводу абсолютно новых продуктов на рынок. Также предприятия активно осваивают внешние рынки, что подтверждает конкурентоспособность белорусской молочной продукции за рубежом.

 

Компания ООО «Бизнес проектирование» поможет Вам провести маркетинговое исследование Вашей отрасли! Оставить заявку, а также получить консультации по данному вопросу Вы сможете по тел. +375 (17) 385 92 85, +375 (17) 312 10 43,  или написать на e-mail: info@partnery.by.